Это сейчас район Помпиду является четвертым районом Парижа, но со старинных времен это самый что ни на есть исторический и политический центр города. Отелей в четвертом округе Парижа, по меркам французской столицы, немного — около полусотни. По общему мнению знатоков Парижа, район Центра Помпиду самый комфортный и благоприятный для туристов в плане выбора места проживания.
Подтверждением этому служит тишина и порядок района, а также длинный список достопримечательностей. Древнейший квартал Марэ, Латинский квартал (небольшая его часть), Собор Парижской Богоматери на острове Сан Луи, о также современные Центр Помпиду с легендарным фонтанам Стравинского и огромное количество музеев: Музей Пикассо, Фузей Французского искусства 18 века, Музей охоты и природы, Европейский музей фотографии и многие другие.
Сложной найти во французской истории эпизод, который не затрагивал бы так или иначе небольшой участок Парижа, который сейчас именуют четвертым районом. На заре нашей эры, римляне пришли в небольшое поселение Лютецию, обосновались на острове, названный позже островом Святого Луи, и поставили там жертвенный алтарь языческим богам. У этого алтаря был провозглашен императором Юлиан II, ставший последним Римским императором-язычником. Позже Лютеция была переименована в Париж, алтарь снесли и на его месте начали строить собор известный всем как Нотр Дам Де Пари.
Нотр Дам де Пари — самый знаменитый католический собор мира, своей славой среди обывателей затмевающий даже Собор Святого Петра в Риме. Безусловно, славой этой Собор обязан Виктору Гюго, который написал свой бессмертный роман «Собор Парижской Богоматери». Именно благодаря роману, туристы скорее склонны не рассматривать уникальную архитектуру Собора, а представлять, как на площади перед собором танцевала Эсмеральда. Помните сцену танца в исполнении несравненной Джины Лоллобриджиды из фильма 1956 года? Прекрасная цыганка в алом ярком платье, звеня монистами, точеными босыми ножками отплясывает на каменной брусчатке перед Собором. И конечно, наверху, в тени горгулий, прячется Квазимодо, такой же уродливый, как сами каменные изваяния.
Однако эпизоды истории, связанные с существующими историческими личностями не менее увлекательны. Карл VII Победитель, который был приведен на трон короля Франции Орлеанской девой Жанной Д'Арк, как только воцарился в Париже, отслужил в Соборе Парижской Богоматери благодарственный молебен. На этом, он, вероятно, посчитал дол благодарности полностью выплаченным, так как нескольку годами позже, когда Жанну Д'Арк приговорили к сожжению на костре он и пальцем не пошевелил для ее спасения.
Здесь же, в Соборе Парижской Богоматери, в августе 1572 года обвенчались будущий король Франции Генрих IV Неаварский и Маргарита Валуа, известная по романам А. Дюма как королева Марго. Жених и невеста принадлежали к враждующим религиозным конфессиям, ведь королева Марго была католичкой, а Генрих Неаварский — гугенотом. Поэтому жениха к алтарю не пустили, он стоял за воротами Храма. Желающие могут подойти к этому месту в Соборе и постоять на том же самом месте, где стоял Генрих Неаварский, который своей женитьбой на представительнице королевской династии Валуа приблизился к вожделенному престолу Франции.
Еще более захватывающая история случилась во времена Великой Французской революции. Пламенные революционеры во главе с Робеспьером, вскоре после того как пришли к власти, путем угроз разрушить собор собрали крупную сумму денег у дрогнувших парижан их символ, деньги обещали пустить на разжигание пожара мировой революции. Правда Собор все равно не оставили в покое, его переименовали в Храм разума, сняли все колокола перелили их в медные пушки, а свинцовые усыпальницы кардиналов и епископов пошли на пули. Почти полстолетия после этого Собор восстанавливали. К 850-летию Собора Парижской богоматери был сделан новый набор колоколов, которые, по замыслу, будут более гармонично сочетаться по звуку со звоном главного и старейшего колокола Эммануэля, отлитого в 1400 году.
9 новых медных колоколов, у каждого свое собственное имя, будут выставлены на обозрение публики весь юбилейный год, потом их развесят по установленным местам, и органичный колокольный звон вновь будет раздаваться над Парижем, как во времена Эсмеральды и Квазимодо.
При всей важности Собора Парижской Богоматери как католической святыни, многие легенды и предания о Соборе совершенно далеки от христианских канонов.
Например, легенда о воротах Собора. Посмотрите внимательно, когда будут входить в Храм — ворота поражают своей красотой и великолепием. В легенде о воротах говориться, что мастер Бискорне продал душу дьяволу в обмен на обещание сделать красивейший рисунок на воротах. Руками мастера был создан подлинный шедевр, однако когда ворота установили в храме, никто не мог отомкнуть замки, пока над ними не была проведена церемония изгнания с окроплением святой водой.
Поклонники эзотерических учений и сейчас утверждают, что в Собор представляет собой зашифрованный ключ к тайнам оккультных учений или «Библией из камня», которую сможет прочитать только посвященный. Виктор Гюго посвятил в своем романе целую главу, подробнейше описывая символы и тайные знаки Собора.
И лучше все это увидеть своими глазами. Вход в Собор бесплатный. И хотя придется отстоять в очереди, это не займет много времени, так как двигается она довольно-таки бодро.
Собор Парижской Богоматери работает с 8.00 до 18.45 по будням и до 19.15 по выходным.
Башни и Галереи химер можно посетить в «летний сезон» с 1 апреля до 30 сентября с 10.00 до 18.30, в «зимний сезон» с 1 октября по 31 марта с 10.00 до 17.30. Посетителей перестают пускать за 45 минут до закрытия. Вход также закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Даже просто прогуляться по четвертому округу — это с головой погрузиться в извилистый водоворот французской истории, а поселиться в отеле 4 района Парижа — это значит жить в самом сердце Парижа.